Мороз – это один из главных врагов автомобиля с электрическим двигателем. Но не все так безнадежно: существует несколько способов минимизировать это влияние и сделать поездки зимой более энергоэффективными.
Почему холод влияет на запас хода электрокара?
Одна из причин – замедление процессов в аккумуляторе: холод тормозит химические реакции и действует как сопротивление. В холодную и особенно в морозную погоду литий-ионные батареи работают менее эффективно, потому что снижение температуры замедляет движение ионов лития между электродами. Это затрудняет выработку энергии и снижает емкость батареи.
Вторая причина – обогрев салона. В традиционных автомобилях с ДВС тепло вырабатывается за счет работы мотора, но в электромобилях двигатель не нагревается так сильно. Поэтому для поддержания комфортной температуры в салоне приходится задействовать электрообогреватели, которые потребляют большое количество энергии. Помимо обогрева салона, используется еще и обогрев сидений, зеркал и стекол, что в совокупности ведет к дополнительной нагрузке на аккумулятор и сокращению запаса хода.
Как сильно падает уровень заряда батареи электрокара зимой?
При температуре около 0°C дальность пробега сокращается на 10-30%. Но в сильные морозы, когда температура опускается ниже -20°C, потери а зарядке аккумулятора могут составлять целых 40-50%. Конечно эти цифры примерные и могут отличаться для разных моделей электромобилей.
Зарядка батареи в мороз также может быть существенно медленнее:
- скорость быстрой зарядки постоянным током снижается на 30-50% по сравнению с тёплой погодой;
- скорость медленной зарядки переменным током также замедляется, примерно на 15-25%.
Чтобы оптимизировать процесс подзарядки зимой, можно оставить заряжаться электрокар в более теплом помещении, например в гараже. Но для этого нужно приобрести личную домашнюю зарядку для электромобиля.
Как сохранить запас хода в холод?
Есть несколько советов, которые помогут минимизировать влияние холода на электромобиль:
- Вместо использования общего отопления салона, лучше включить обогрев сидений и руля. Они потребляют меньше энергии, но при этом обеспечивают достаточно тепла.
- Перед началом поездки, особенно если электромобиль подключён к зарядке, стоит заранее прогреть салон и аккумулятор (предпусковой прогрев). Таким образом, вы используете сетевую энергию, а не энергию батареи, и сохраняете запас хода.
- Некоторые электромобили оснащены функцией подогрева батареи перед началом зарядки. То есть, батарея прогревается после чего к ней подключается зарядное устройство. Такой план действий позволяет быстрее заряжать электромобиль, ведь разогретая батарея быстрее принимает заряд.
- Избегайте резких ускорений в поездках, поддерживайте постоянную скорость и использовать режимы экономии энергии, если они доступны.
- Некоторые электрокар оснащены тепловым насосом и эффективнее расходуют энергию на отопление салона.